Отечественная история и историография


Виталий Витальевич Тихонов Б.И. Сыромятников и деятельность Московского общества народных университетов в Московском регионе

 
События Первой русской революции способствовали усилению в обществе тенденций к увеличению социальной активности и самоорганизации. Одним из основных векторов общественной деятельности стало просветительское движение, особенно ярко проявившее себя в московском регионе. В нем заметную роль играл известный в начале XX в. историк-правовед и общественный деятель Борис Иванович Сыромятников (1874-1947).
Сыромятников участвовал летом 1905 г. на совместном съезде земцев-конституционалистов и второго делегатского съезда Академического союза, где была выдвинута идея о создании образовательного учреждения, которое могло бы привлечь в свои аудитории выходцев из рабочих и служащих. На реализацию идеи были получены деньги от Московского литературно-художественного кружка и от Немецкого клуба. Было образовано Временное бюро по организации народного университета в составе профессоров А. С. Алексеева, Н. Д. Зелинского, И.А. и Н.А. Каблуковых, В.К. Рота, приват-доцентов А.Н. Реформаторского и Сыромятникова. 25 февраля 1905 г. Сыромятников был избран секретарем Временного бюро. Так было создано Общество народных университетов, отделением которого стало Московское общество народных университетов (МОНУ).
Народные университеты стали заметным событием в культурной жизни дореволюционной России. Обучение проходило в форме лекционных циклов, носящих популярно-просветительский характер, и рассчитанных на неподготовленную публику. Занятия проходили по вечерам, после окончания рабочего дня. Такая система позволяла простым людям, не имевшим ни средств, ни времени для обучения в обычном университете, не отрываясь от работы, получать интересующие их знания. Предложенная форма обучения оказалась очень популярной у заводских рабочих из Москвы и фабричных городков Московской губернии. Так, если весной 1906 г. на 63 лекциях побывало чуть более 15,5 тысяч, то в учебном 1906/07 году на 302 лекциях присутствовало 215 тыс. человек (Пархоменко Т. А. Московское общество народных университетов // Педагогика. 1996. № 6. С. 97). Весь груз организации лекционного процесса ложился на Сыромятникова и О.Е. Сабинину, в обязанности которых входил поиск и приглашение преподавателей.
Кроме чтения лекций и административной работы Сыромятников большое внимание уделял популяризации идеи народных университетов в печати. В своих трудах историк-просветитель представил целостное понимание задач деятельности и принципов развития учреждения. По его мнению, в Обществе народных университетов не должно быть политики. Народный университет – организация, несущая исключительно просветительские функции, далекие от злобы дня. Исходя из этого, целевая аудитория университета не могла ограничиваться какой-либо одной социальной прослойкой, ориентируя просветительскую деятельность университетов на все слои населения. Учитывая все это, Сыромятников отводил народным университетам положение между начальным образованием и высшим, подчеркивая то, что они не скованы обязательной программой, что позволяет им более оперативно отвечать на запросы слушателей.
Несмотря на отрицание связи образования с политикой, просветительские взгляды Сыромятникова теснейшим образом были связаны с его общественно-политической позицией. Либерал-западник по своим убеждениям, он считал, что для нарождающегося в России общества западного типа, необходима эмансипированная, образованная личность, способная не только осмыслить свое место в мире, но и настойчиво бороться за свои права. Политическую окраску лекций прекрасно понимали и представители надзирающих органов. Так, были запрещены курсы Сыромятникова, посвященные истории местного самоуправления.
В условиях возрастающих потребностей в образовании со стороны не только жителей крупных городов, но и небольших провинциальных городков, Сыромятников активно пропагандировал идею передвижных лекторских бюро, способных охватить широкие слои населения, проживающие в разных регионах империи. Ему самому неоднократно приходилось читать лекции перед самой разной аудиторией, в том числе и перед неграмотными крестьянами. Такие мероприятия сформировали у него стойкое убеждение в том, что необходимо наладить интеллектуальные контакты между столицами и провинцией, тем самым, сгладив культурную пропасть между ними.
В 1912 г. Сыромятников стал товарищем председателя. В 1914 г. он был избран на пост председателя общества, который он занимал вплоть до самого конца существования Московского общества народных университетов (НИОР РГБ Ф. 366. К. 30. Ед. хр. 3. Л. 1). Казалось бы, теперь историк сможет значительно влиять на политику МОНУ, активно реализовывать свои идеи, но после октябрьских событий 1917 г. МОНУ прекратило свое существование. Вместе с ним на определенное время была похоронена мечта Сыромятникова о создании внеклассового образовательного учреждения.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 08-01-00225а

Опубликовано: Проблемы истории Московского края. Материалы шестой научно-практической конференции (Москва, 16 декабря 2008 года). М., 2008.