Отечественная история и историография


Дурновцев В.И., Тихонов В.В. Историография. История исторической науки

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра отечественной и всеобщей истории
Дурновцев В.И., Тихонов В.В.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ»

(для студентов, обучающихся по специальности
030401.65 «История»)


Утверждена Согласовано
Решением заседания кафедры Проректор по учебно-
протокол № от 2007 методической работе
Зав. кафедрой . . .
/ /
Решением УМК факультета /Решетова Т.Я./
протокол № от 2007

Декан факультета
/ /

Москва – 2008



I. ПОЯНСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важная черта историка-профессионала – бережное отношение к научным достижениям своих предшественников. Знания о развитии истории как научной дисциплины – необходимый компонент в подготовке высококлассного специалиста. Более того, знание истории исторической науки и понимание процесса ее развития позволяет адекватнее реагировать на запросы современной историографии, понимать сложившуюся ситуацию, намечать основные пути ее дальнейшей эволюции.
Развитие отечественной историографии – процесс сложный и неоднозначный. Были как достижения, так и срывы и откаты назад. Но, в целом, отечественная историческая наука оставила неизгладимый след как в российской, так и в европейской культуре. Поэтому главными целями нашего курса является изучение историографии в связи с развитием отечественного общества и культуры. Все это предполагает анализ внутренних и внешних причин эволюции исторической науки.
Пособие включает подробную программу курса, составленную с учетом последних достижений историографии. Кроме того, студентам предлагаются план практических занятий, темы докладов и курсовых работ, список рекомендуемой учебной литературы и источников.
Основным требованием к уровню подготовки специалистов являются:
- выработка умения ориентироваться в научных категориях;
- выработка плюралистического взгляда на мировую историографию;
- формирование системы знаний, обеспечивающей успешное усвоение фундаментальных и прикладных проблем истории исторической науки;
- овладение фактическим материалом.
Учебно-методический комплекс был составлен в соответствии с «Требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы выпускника по специальности 030401.65-История.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Курс «Историография» рассчитана на два семестра и включает 118 аудиторных часов (из них – лекций и 34 часов – семинарских занятий).
Историография отечественной истории относиться к дисциплинам предметной подготовки федерального компонента.

Код диц-ны по ГОСу Код диц-ны по УП
УРАО Всего часов Аудитор. занятий Лек. Сем., практ. Сам. Раб КСР
ОПД. Ф.04 ОПД. Ф.04. 220/220 118/32 70/18 38/12 98 4/2

Согласно ГОС дидактические единицы дисциплины «История исторической науки. Историография» представлены следующим образом:
Предмет историографии как специальной исторической дисциплины, изучающей развитие исторических знаний и исторической науки. Становление и эволюция направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Творческое наследие крупнейших историков. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.
Курс разделен на два семестра. Первая половина курса заканчивается зачетом. Весь курс заканчивается итоговым экзаменом.



III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п Раздел, тема Лекции Семинар, практич. Лабораторные занятия
I
Введение
6/2 4/2
II
Истоки европейской исторической традиции
6/1 4/0
III Средневековая историография 6/1 2/0
IV Историография раннего Нового времени 6/2 4/0
V Исторические концепции Века Просвещения 6/2 4/0
VI XIX век – «Век истории» 8/2 4/2
VII Историческая наука в конце XIX – начале XX века 8/2 4/2
VIII Историческая наука в первой половине ХХ века 8/2 4/2
IX Историческая наука во второй половине XX века 8/2 4/2
X Историческая наука на рубеже ХХ и ХХI веков 8/2 4/0





IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

История и историография. Историография как история исторической науки. Теоретические и методические проблемы истории исторической науки. «Наука русской истории» и «наука всеобщей истории». История исторической мысли. Проблемная историография. История исторической науки в системе исторических наук. Историография и общество. Социальные функции историографических знаний. Историография и политика. Мировая историография и отечественная историческая наука. История России/СССР в зарубежной исторической литературе.
Предмет и принципы периодизации истории исторической науки. Методика и методология историографических исследований. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Понятия «школа», «направление», «течение».
Историография и история историографии как методологическая рефлексия. История историографии как специальной исторической дисциплины.
Основные этапы развития отечественной истории исторической науки. Современное состояние и перспективы развития историографических исследований.
Литература: 1, 6, 12, 30

Тема 1. Истоки европейской исторической традиции

Историческая память. Устная историческая традиция. Предысторическое знание: между мифом и историей. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: прошлое как история. От мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.
Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Фукидид и его «прагматическая история». Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы).
Эллинистическая историография. Полибий и первая «всеобщая история».
Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп. Тит Ливий. Начало исторической критики. История и мораль. Публий Корнелий Тацит. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первый опыт теории историописания. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин.
Литература: 1, 23, 32

Тема 2. Средневековая историография

«Церковная история» Евсевия Кесарийского. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «Священной истории». История как воля Бога. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья. «Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История».
Характерные черты и жанры средневековой историографии. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Первые учебники по всемирной истории и исторические хрестоматии.
Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Поздневизантийская историография: Михаил Дука.
Возникновение и развитие исторических знаний на Руси. Устная историческая традиция. Древнерусская литература и русская историография. Русское средневековье и первые исторические сочинения. История русского летописания: историографический контекст. Античная и византийская традиции в русском летописании. "Повесть временных лет". Славяне и Русь во всемирной истории. Библия и Начальная летопись. Исторические знания в жизни древнерусского общества. "Слово о законе и благодати". Агиографическая литература. Сказания. Повести. Идея единства Русской земли и борьбы за независимость. Летописание в русских землях и княжествах. "Слово о полку Игореве", его литературная судьба, историографическое значение. "Слово о погибели Русской земли". "Задонщина".
Литература: 1-2, 4, 6, 12, 22, 25, 29, 32

Тема 3. Историография раннего Нового времени

Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо. Лоренцо Валла: «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Никколо Макиавелли. «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона. Себастьян Франк: идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье.
Вершины ренессансной исторической мысли. «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици. История как воспоминание. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века. Научная революция и европейская культура XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций, Томас Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Жан Мабильон и его «Шесть книг о дипломатике». Формальные критерии достоверности. Разработка правил критического издания памятников. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Начало внутренней критики источников.
Исторические знания в Российском государстве (вторая половина ХУ – ХУI вв.) Отражение общественно-политической борьбы в исторических сочинениях. Обоснование идеологии великокняжеской княжеской власти и сепаратистских тенденций в исторических произведениях. Общерусские летописные своды. Лицевые своды. Местное летописание. Историко-политические концепции. Теория "Москва - третий Рим". "Сказание о князьях владимирских". Хронографы. Переводные исторические сочинения. "Степенная книга царского родословия". "История о Казанском ханстве". Публицистика ХVI века. Народные исторические представления. Патриотические идеи в народном эпосе. Переработка былинного эпоса в ХУ1 веке.
Русская историография в ХУП веке. "Смутное время" в исторической публицистике. Летописание. Историко-политические концепции "Нового летописца". "Летопись о многих мятежах". "Псковские повести". Сибирские летописи. С.Ремезов. Раскольничье летописание. "Повесть об Азовском сидении". Правительственные учреждения и развитие исторического знания. Записной приказ. "История" Федора Грибоедова. "Учение историческое". Предмет и задачи изучения истории. "Синопсис". Учебные книги по русской истории. Этногенез славянства. Творчество Сильвестра Медведева, Юрия Крижанича.
Изучение истории народов Востока. "Скифская история" Андрея Лызлова.
Литература: 1, 12, 22, 25, 29, 32
Тема 4. Исторические концепции Века Просвещения

Джамбаттиста Вико: история как особого рода истинное знание. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер как историк. Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона.
Развитие русской историографии в ХУШ веке. Превращение исторических знаний в науку. Философия и историография Запада и их роль в развитии русской исторической науки. Европейское Просвещение и русское просветительство. Рационализм. Прагматизм. Реформы Петра 1 и развитие исторических знаний. Академия наук и ее роль в развитии науки русской истории. Проблематика исторических трудов. Философские и исторические представления Петра 1. "Рассуждение о причинах Свейской войны" П.П.Шафирова. "История царствования Петра Великого" Феофана Прокоповича. "Ядро Российской истории" А.И.Манкиева. «Отец русской истории» В.Н.Татищев: жизнь и деятельность; политические и философские воззрения; теоретические представления об истории. "История Российская от самых древнейших времен". М.В.Ломоносов и русская историография. "Древняя Российская история", "Краткий Российский летописец". Немецкие ученые в России (Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер). "Нестор". Архивные изыскания. Приемы изучения русских летописей. Вопрос о происхождении государства восточных славян.
Русская историография во второй половине ХУШ века. Идеи французских просветителей (Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций). Переводная историческая литература. Общественный интерес к истории. Научные центры: университеты, исторические общества. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. "Российская история" Ф.Эмина. "Опыт повествования о России" И.П.Елагина. "Риторическое направление" в русской историографии. Историческая концепция М.М.Щербатова. Исторические взгляды И.Н.Болтина. Проблема общего и особенного в истории России и других стран Европы. Феодализм в России. Труды Н.И.Новикова в области русской истории. История России в литературе и искусстве. Исторические представления и труды по русской истории С.Е.Десницкого, И.А.Третьякова, М.Д.Чулкова, В.В.Крестинина, И.И. Голикова, А.И.Богданова, В.Г.Рубана, Я.П.Козельского. Развитие проблематики исследований. Региональное изучение прошлого. Русская история в наследии А.Н.Радищева. Занятия Екатерины П над русской историей. "Антидот".
Литература: 1, 3, 7, 9, 12, 22, 25-27, 29, 32

Тема 5. XIX век – «Век истории»

Западноевропейская историография в первой половине XIX века. От идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма. Идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э. Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) в художественной литературе (В. Скотт и В. Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель). Историческая школа права (К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Филологическая критика текстов. Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики. Метод исторической аналогии. «Философия истории» Гегеля и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке и его критический метод. Гейдельбергская школа. Ф.-Х. Шлоссер и его «Всемирная история». Карл Риттер и историко-географическая школа.
Французская историография в первой половине XIX века. Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О. Тьерри и идея «борьбы рас». «Философская школа». Ф. Гизо: историк и политик. «История Франции» Ж. Мишле. Ф. Минье и его «История Французской революции».
Британская историография первой половины XIX века. Становление вигской историографической традиции: Генри Галлам. Т.Б. Маколей и его «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. История в литературных портретах. Томас Карлейль – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы. Учение о «героях и толпе». Отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования». Хаос доступных данных о прошлом и произвол историка.
«Наука русской истории» в первые десятилетия ХIХ века. История и литература. Развитие русского самосознания. Н.М.Карамзин - официальный историограф Российской империи. Эволюция мировоззрения. «Письма русского путешественника». От рационализма к романтизму. "История Государства Российского". Источники. Историческая концепция. Вопросы периодизации. Россия и всемирная истории.
Самодержавие, русское общество и историческая наука. Организация исторической науки. Преподавание истории в университетах. Русская историография и западноевропейская философия. Гегель и Шеллинг в России. Родовая теория происхождения российской государственности. Г.Эверс. «Скептическая школа» в русской историографии. М.Т.Каченовский. Исторические взгляды государственных деятелей России. М.М.Сперанский. История и общество. Исторические взгляды декабристов. А.С.Пушкин - историк. Н.А.Полевой и его "История русского народа". Феодализм на Руси. Н.И.Надеждин. Философия истории П.Я.Чаадаева. Вопрос об официальной историографии в отечественной литературе. Теория официальной народности. Труды М.П.Погодина, Н.Г.Устрялова, С.П.Шевырева. Проблематика исторических исследований. Россия и Запад: опыты сравнительного изучения. Народ и государство. Разыскания о начале Руси, исследование летописей. Норманнский период русской истории. Изучение истории ХУП - ХУШ вв., личности Петра 1 и петровских преобразований, истории Отечественной войны 1812 года. Славянофилы и русская историография. Исторические взгляды А.С.Хомякова. К.С.Аксаков. И.В.Киреевский. Проблематика исследований. «Крестьяне на Руси» И.Д.Беляева. «Время С.М.Соловьева» в русской историографии. С.М.Соловьев и государственная школа. «История России с древнейших времен». Историзм, закономерность исторических явлений. Географический фактор. Народ, личность, государство. Родовая теория. Периодизация национального и мирового исторического процесса. Западники и русская историография. К.Д.Кавелин: концепция органического развития русской истории. Б.Н.Чичерин. Государство и народ в истории России. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Крестьянство и сельская община. История права. Творчество А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича. Судьба государственной школы в русской историографии. Педагогическая и общественная деятельность Т.Н. Грановского. Его «Лекции по истории средневековья» и взгляд на теоретические проблемы историографии. Исторические взгляды А.П.Щапова. Исследование раскола как социального явления. Земско-областная теория. Антрополого-социологическая теория. Характеристика русской интеллигенция. Творчество Н.И.Костомарова. Идея "национального духа". К.Н.Бестужев-Рюмин и его место в отечественной историографии. Д.И.Иловайский: исторические взгляды, публицистическая деятельность. Проблемы отечественной истории в общественной и философско-исторической мысли. Исторические взгляды А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевский. «Византизм» К.Н.Леонтьева. «Россия и Европа» Н.Я.Данилевского.
Литература: 3, 7, 9, 10, 12, 22, 25, 27, 29, 30, 32


Тема 6. Историческая наука во второй половине ХIХ века

Карл Маркс и материалистическое понимание истории. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. К. Маркс и Ф. Энгельс как историки. Классика социально-исторического анализа: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Позитивистский идеал науки. «Социальная физика» Огюста Конта и исторический позитивизм. Два элемента подлинной науки: сбор фактов и разработка законов. История и социология. Теория «равноправных факторов». Дарвинизм и история. Ипполит Тэн: «расы» и «среда», борьба за существование и прогресс в истории. Герберт Спенсер и «Принципы социологии»: общество как живой организм. Новая методология истории. Развитие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Статистический анализ. Диверсификация и расширение источников и круга исторических исследований. Складывание инфраструктуры историографии как области знания: научные общества, кафедры в университетах, издательская деятельность, историческая периодика, архивы, библиотеки, музеи.
Историческая наука в Западной Европе и США. Исторические журналы и общества. Историческое образование. Позитивистская историография в Британии. Г.Т. Бокль как историк цивилизации. Оксфордская и кембриджская школы. Исторические концепции Э. Фримена, У. Стаббса, Д. Актона. С. Гардинер и его «Пуританская революция». Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, Ф. Сибом, А.Тойнби). Социальная проблематика (С. и Б. Вебб). «История английского народа» Дж. Р. Грина. Локальные исследования. Позитивистская историография во Франции. Идея эволюционного континуитета в истории: А. Токвиль. «Экспериментальная история» И. Тэна. Э. Лависс и его школа. «Эрудитская» школа. А. Люшер, Ф. Лот и история французской монархии. Синтетическая школа. Н.Д. Фюстель де Куланж: происхождение феодализма и романо-германская проблема. Историки-юристы Э. Глассон, П. Виолле, Ж.-Ж. Флакк. Экономическая история: Г. Фаньез, А. Сэ и др. А. Олар и либерально-республиканская школа. Историография внешней политики в школе А. Сореля. А. Дебидур и дипломатическая история Европы XIX века. Немецкая историография во второй половине XIX века. Юридическая школа: Г.Л. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке и др. Историческая концепция и теоретические поиски малогерманской (прусской) школы. Г. фон Зибель о французской революции. Г. фон Трейчке. И.Г. Дройзен о специфике исторического познания: критика позитивистской методологии. История античности в трудах И.Г. Дройзена и Т. Моммзена. Гейдельбергская школа. «Культурно-исторический синтез» К. Лампрехта. Позитивизм в историографии США.
Русская историческая наука второй половины XIX века. Организационная структура. Исторические общества. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Архивы и архивное дело. Сообщества ученых. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского. Эволюция мировоззрения. Развитие исторической концепции. Проблематика исследований. "Боярская Дума Древней Руси". "Курс русской истории". Курсы по источниковедению и историографии. "Теория факторов". Государственность и народность. Периодизация русской истории. Трактовка понятия "общественный класс". В.О. Ключевский и русская историческая наука. Д.И. Иловайский и его концепция государственного быта. Политическая история (Н.Ф. Дубровин, Н.К. Шильдер, С.С. Татищев). К.Н. Бестужев-Рюмин и его вклад в развитие источниковедения и историографии. Н.Я. Данилевский: учение о культурно-исторических типах. Проблемы всеобщей истории: В.И. Герье. М.М. Стасюлевич и В.В. Бауэр. Западная историография в оценках М.Н. Петрова. Н.А. Осокин. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления: Н.И. Кареев, И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов. Проблемы всеобщей истории, теории истории и исторического познания, исторического образования в трудах Н.И. Кареева. Марксизм в России. Роль русских ученых в изучении истории народов России. История и народное образование. Учебники по русской истории.
Литература: 3, 7, 9, 10, 12, 22, 25, 27, 29, 30, 32


Тема 7. Историческая наука в конце XIX – начале XX века

История как академическая дисциплина на рубеже веков. Организация, масштабы и техника исторических исследований. История в университетах. «Академический историзм» и «эрудитский эмпиризм». «Библия позитивистского историзма»: «Введение в изучение истории» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Школьное историческое образование. Учебники и учебные пособия. Создание национальных ассоциаций историков и совершенствование организации исторических исследований. Кризис позитивизма и споры о месте истории в системе наук. Революция в естествознании. В. Виндельбанд, Г. Риккерт о логике исторического познания. Теория понимания В. Дильтея. Неокантианцы и полемика о своеобразии истории и социальных наук. Методологическая дискуссия и ее участники. Макс Вебер о предмете и методе гуманитарных наук, об общих понятиях в исторической науке. Историко-социологическая концепция М. Вебера и теория идеальных типов. Проблема ценностных суждений. Условность исторической «истины».
Национальные исторические школы в конце XIX – начале XX века. Представители критического направления в национальных историографиях стран Европы и в США. Неоранкеанство в германской историографии. Националистическая пангерманская историография. Социально-экономическое направление: происхождение капитализма (В. Зомбарт). Социалистические идеи в историографии (Ф. Меринг). Антипозитивизм во Франции (Э. Дюркгейм, Ф. Симиан) и основные направления в историографии. Критическое направление в британской историографии. Эволюция американского позитивизма и становление прогрессистской историографии. Ч. Бирд. Теория границ Ф. Тернера. «Имперская школа». Б. Кроче и его «Теория и история историографии».
Русская историография на рубеже ХIХ – ХХ веков. Организация науки. Кафедры русской истории. Исторические общества. Историческая периодика: «Историческое обозрение», «Русский архив», «Исторический вестник», «Русская старина». Музеи, архивы, библиотеки. Развитие источниковой базы исторической науки. Сборники документов. Серийные издания. Методы критики источников. Развитие специальных и вспомогательных исторических дисциплин.
Методологические искания русских историков. "Методология истории" А.С.Лаппо-Данилевского. Работы Н.И.Кареева, Вен.М.Хвостова, Д.М.Петрушевского. Русская историческая наука и западноевропейская историография. Участие русских ученых в международных конгрессах. Переводы трудов русских историков на Западе. Переводная историческая литература в России.
История и политика. Первая русская революция и историческая наука. «Происхождение современной демократии» М.М.Ковалевского. Сборник «Вехи» и русская историография.
Вопрос о течениях, направлениях и школах в русской историографии. Московская и петербургская школы историков.
Проблематика исследований. Обобщающие труды по русской истории. Пятитомник "История русской общественной мысли". Юбилейная историческая литература: «Великая реформа», «Отечественная война и русское общество», «Три века», «История России в Х1Х веке».
А.А.Шахматов - историк русского летописания. С.Ф.Платонов и исследования Смутного времени. "Лекции по русской истории". "Учебник русской истории". История Литовского государства в творчестве М.К.Любавского.
А.Е.Пресняков об истории русского летописания, истории Киевской Руси и "Великорусского государства".
Реформы Петра 1 в оценке русских исследователей. Изучение истории крестьянства, тягла, финансов (М.А.Дьяконов, М.М.Богословский, С.Б.Веселовский). Аграрная история в трудах А.В.Пешехонова. «Крестьянский строй». «Положение рабочего класса». Изучение истории города, культуры, общественной мысли. История общественного движения в интерпретации А.А.Корнилова. История земства. "Русская фабрика" М.И.Туган-Барановского.
П.Н.Милюков. Историк и политик. Формирование общественно-политических и научных взглядов. Историческая концепция. Оценка реформ Петра 1. История русской культуры. Изучение истории общественной мысли. "Теория контраста".
Н.П.Павлов-Сильванский. Идея "тождества" истории России и стран Западной Европы. Периодизация русской истории. Разработка проблем феодализма в России. Исследование петровских реформ, истории общественной мысли и общественного движения в России.
Историко-экономические труды П.Б.Струве. Вопрос о перерастании русского крепостнического хозяйства в капиталистическое хозяйство. Роль государственности, народных масс и интеллигенции в истории страны.
В.А.Мякотин и Л.Э.Шишко об истории России и Украины.
Исторические взгляды Г.В.Плеханова. История России в политической концепции В.И.Ленина. Философия марксизма и отечественная историография. Основные принципы марксистской интерпретации истории. М.Н.Покровский - историк-марксист. "Русская история с древнейших времен".
Теоретико-методологические и историографические работы Н.И. Кареева и Р.Ю. Виппера. А.С. Лаппо-Данилевский: эволюция методологических позиций от позитивизма к неокантианству. Концепция истории России в контексте всемирной истории. Проблемы взаимодействия культур. «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского о единстве и целостности гуманитарного познания. «Реализованные продукты человеческой психики» как общая основа гуманитарного знания. Методология источниковедения. Исторические взгляды П.Н. Милюкова. «Очерки по истории русской культуры». С.Ф.Платонов. и его «Лекции по русской истории». Школа Платонова: С.В. Рождественский, А.Е. Пресняков, Г.И. Вернадский, Е.Ф. Шмурло и др. Н.П. Павлов-Сильванский. Идея тождества русского и западноевропейского исторического развития. Периодизация русской истории. Политико-юридическая трактовка феодализма. Второе поколение «русской исторической школы» всеобщей истории. Д.М.Петрушевский и А.Н.Савин. Культурно-историческое направление. М.С. Корелин и история Ренессанса. И.М. Гревс и его школа. О.А. Добиаш-Рождественская. Л.П. Карсавин и его теория «культурно-исторического синтеза».
Литература: 3, 7-9, 10, 12, 13, 21-22, 25, 27, 29, 30, 32

Тема 8. Историческая наука в первой половине ХХ века

Теория и практика мировой историографии в первой половине ХХ века. Осмысление опыта мировой войны и актуализация вопроса о смысле и назначении истории. Создание глобальных теорий исторического процесса. Теория циклического развития О. Шпенглера. Теория цивилизаций А.Дж. Тойнби. Опыт национальной истории и его отражение в национальных историографических традициях. Влияние марксизма. Французская историография межвоенного периода. Социально-экономическая проблематика (Ф. Симиан, Э. Лабрусс) и теория экономических циклов. Социальная интерпретация революции (А. Матьез, Ж. Лефевр). Проблемы войны: школа П. Ренувена. Кризис позитивистской историографии и формирование школы «Анналов». История как проблема. Критика событийной истории. Обновление предмета и содержания исторической науки. Человек в истории и новое понимание социальной истории. «Бои за историю» Л. Февра и «Апология истории» М. Блока. Историческая наука Великобритании в 1918–1945 гг. Публикации архивных документов. Конституционная и административная история. Л. Нэмир и его школа парламентской истории. Р. Тоуни. Д. Клэпем. Лондонская школа экономики и становление социальной истории. Дж. Анвин и Айлин Пауэр. Лейбористская историография: Дж. Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М. Тревельяна. Наступление на вигскую концепцию истории: Г. Баттерфилд. Критика позитивистской методологии Р.Дж. Коллингвудом и его «Идея истории». Историческая наука в США. Лидерство прогрессистской школы во главе с Ч. Бирдом. Периодизация американской истории. Идея единства американской и мировой истории в трудах А. Шлезингера-старшего. Школа Коммонса и экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Американские историки и проблема изоляционизма. Германская историография в 1918–1945 гг. Проблема преемственности или разрыва с прошлым. Крушение империи и растущая политизация истории. «Историческая беллетристика». Прусская идея в трудах И. Галлера. Ф. Мейнеке и идея дуализма силы и духа. Мейнеке о возникновении и развитии историзма. Историография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Чистка университетской профессуры. Создание Имперского института новой Германии. Передача архивов под контроль идеологического аппарата НСДАП. Расовая теория в немецкой историографии.
Советская историческая наука в 20 – 50-е годы. Октябрьская революция и историческая наука. Политическая власть и историческая наука. Становление официальной марксистской историографии. Создание марксистских научных учреждений. Высшее историческое образование. «Большевизация» в среде историков. Марксизм в большевистской интерпретации. Проблемы новейшей истории в трудах В.И. Ленина. Учение об общественно-экономических формациях. Классовый принцип познания общественных явлений. Принцип партийности. Первые опыты освоения национальной истории с марксистских позиций
Теория "торгового капитализма" М.Н.Покровского. "Русская история в самом сжатом очерке". «Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики)» Н.А.Рожкова. Публикации источников по истории экономического развития, классов и классовой борьбы, революционного движения, внешней политики. Проблемы социальной революции, диктатуры пролетариата. Л.Д.Троцкий об истории России и полемика вокруг его книги "Уроки Октября". "История ВКП(б)" Е.М.Ярославского. Основные черты марксистской историографии в первые годы советской власти. Проблематика исследований: социально-экономический строй Киевской Руси, история крестьянства и крестьянские войны, движение декабристов, история рабочего класса. История фабрик и заводов. Дискуссии об особенностях русского исторического процесса и природе русского самодержавия, об общественно-экономических формациях, идеологии революционной демократии, истории народничества и народовольчества, истории российского империализма. «Национальная» и «денациональная» школы. Изучение истории внешней политики и происхождения первой мировой войны, революционного движения, российских революций, гражданской войны.
Судьба немарксистской историографии. Научно-педагогические учреждения. Российская академия истории материальной культуры. Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Историческая периодика: "Анналы". Проблематика исследований. Методологические искания. «Кризис исторической науки» Р.Ю.Виппера. Опыты сотрудничества с Советской властью.
Историческая наука русской эмиграции. «Философский пароход». Центры русской исторической науки за рубежом. Исторические библиотеки и архивы. Проблематика исследований. Создание обобщающих трудов. Отечественная история в духовной жизни русской эмиграции. "Смена вех". «Евразийский соблазн». Младороссы. Работы по философии русской истории. Общественно-историческая периодика. Публикации источников.
Сталинизм и историческая наука. Письмо Сталина в журнал "Пролетарская революция" "О некоторых вопросах истории большевизма". Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР". Подготовка учебников по истории. Замечания А.А.Жданова, С.М.Кирова и И.В.Сталина по поводу конспекта учебника по истории СССР. Партийные и правительственные решения по вопросам исторической науки 1936 - 1938 гг. Сборники статей "Против исторической концепции М.Н.Покровского", "Против антимарксистской концепции М.Н.Покровского". Психологическая и нравственная атмосфера в исторической науке. Террор и его последствия для исторической науки. "История ВКП(б). Краткий курс". Драма национального исторического познания.
Организация научных исследований и преподавания истории. Научно-исторические учреждения. Исторические факультеты университетов. Историческое образование в пединститутах. Институт истории АН СССР. МИФЛИ. Центры историко-партийной историографии. Историческая периодика. Судьба журналов «Под знаменем марксизма», «Пролетарская революция». Непериодические сборники. «Исторический архив», «Исторические записки». Учебники по отечественной истории для средней и высшей школы. Историческая тематика в литературе и искусстве. Патриотическое воспитание. Деформации в массовом историческом сознании.
Развитие археологии и этнографии. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, архивное дело, археография, музееведение, библиография, палеография. Публикации исторических источников. Проблема феодализма на Руси. Изучение истории Русского централизованного государства и вопрос о всероссийском рынке. Особенности изучения революционного движения и общественной мысли, военной истории, национальных движений, внешней политики. "История дипломатии". Октябрь 1917 г. и гражданская война в исторической литературе второй половины 30-х гг. "История гражданской войны в СССР".
Историческая наука в годы Великой Отечественной войны. Историки на войне и в тылу. Агитационно-пропагандистская историческая литература. Научные кадры, научно-исторические учреждения, архивы, библиотеки, музеи. Начало изучения истории Великой Отечественной войны Проблематика научных исследований и массовой исторической литературы: история Русского государства, внешней политики, военной истории. Особенности изучения истории народов Советского Союза. "История Казахской ССР".
Отечественная историография в послевоенный период. Научно-исторические учреждения в послевоенные годы. Отечественная история в средней школе и в высших учебных заведениях. Исторические журналы. «Преподавание истории в школе». История и идеология. Борьба с "космополитизмом". «Дискуссии» по вопросам философии, языкознания, политической экономии; их последствия для исторической науки. Дискуссии о периодизации феодальной и капиталистической формаций, истории советского общества, образовании централизованного государства, формах феодальной собственности, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте. Археология, этнография. Публикации исторических источников. Серийные документальные издания. Состояние источниковедения, вспомогательных исторических дисциплин. Проблемы феодализма. Социально-классовые отношения, история крестьянства, крестьянских войн, ремесла в Древней Руси, русских городов, промышленности и народного хозяйства. Капитализм в России. История пролетариата. История внешней политики России. История общественных движений и общественной мысли, культуры. Изучение прошлого народов Российской империи и СССР. История советского общества и государства. Фундаментальные исследования: «История культуры Древней Руси», "Очерки истории СССР", "История Москвы".
Литература: 3, 7, 8, 9, 10, 12-13, 18, 21-22, 25, 27, 29, 30, 31-32


Тема 10. Историческая наука во второй половине XX века

«Научная история» и проблема междисциплинарности в 1960-70-е гг. Дискуссии об отношениях между историей и социологией. «Новая социальная история». Парадигма социально-структурной истории. Количественные методы в исторических исследованиях. Заимствование методов смежных наук (исторической демографии, социологии, антропологии, психологии) и проблема их адаптации. Движение за «историю снизу». «Новая историческая наука» и историческая антропология. От «истории снизу» к «истории изнутри». Обновление концептуального аппарата и исследовательских методов. Бум конкретных социально-исторических исследований. Новые исторические журналы. Изменения в системе университетского образования. Формирование новых научных центров. Деятельность исторических обществ.
Историческая наука во Франции. «Методологическая революция» школы «Анналов». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя. «Сериальная история» П. Шоню. Дискуссии о Французской революции (Ж. Лефевр, А. Собуль, Р. Мунье, Ф. Фюре, Д. Рише и др.). Интерпретация перехода от феодализма к капитализму у М. Вовеля. Развитие исторической демографии и региональной истории. «Неподвижная история» Э. Леруа Ладюри. Труды Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов». «Социальная история ментальностей». История ментальностей и историческая антропология.
Историческая наука в Великобритании. Дискуссия о «старых» и «новых» путях в исторической науке. Марксистская методология истории и ее творческое развитие в работах Э. Томпсона, Э.Хобсбоума, К.Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде. Концепции «всеобщего кризиса XVII века». Дискуссии вокруг интерпретаций Английской революции середины XVII века. «Новая рабочая история» и ее эволюция. Дискуссия о природе британского империализма. Г. Перкин и его концепция социальной истории. Кембриджская Группа по изучению социальных структур и населения: от исторической демографии к демосоциальной истории. У. Хоскинс и его школа локальной истории. «История снизу» и школа «Исторической мастерской» Р. Сэмюэла. Социальная антропология и история народной культуры (К. Томас, А. Макфарлейн, П. Берк и др.).
Историческая наука в США. От теории «консенсуса» к «новой исторической науке». Упадок прогрессистской школы. Рост интереса к истории идей: школа А. Лавджоя. Труды Р. Хофстедтера. Д. Бурстин. Работы А.М. Шлезингера-младшего о «Новом курсе» и циклическом развитии американской истории. Школы «политического идеализма» и «реальной политики» в истории международных отношений. Новые тенденции в 1960–1980-е годы. Оформление радикально-демократического направления (Д. Лемиш, С. Линд, Ю. Дженовезе): «история снизу». «Новая экономическая история» и изучение проблем промышленного переворота, аграрных отношений, рабовладения. Американская клиометрия: Р. Фогел, Д. Норт. «Новая рабочая история» в трудах Г. Гатмана. «Новая политическая история» о политической культуре и поведении электората (М. Холт, У.Д. Бернхэм). История внешней политики в работах Г. Колко, Т. Маккормика и др.
Историческая наука в ФРГ. Немецкий историзм в 1950–60-е годы. Г. Риттер. Гейдельбергская школа В. Конце. Работы Х. Бёме. Марбургская школа. Становление социально-критической школы. Разработка теорий модернизации. Влияние идей Макса Вебера. Работы Ю. Кокки, Г.А. Винклера, В. Моммзена и др. Новая концепция немецкой истории Г.-У. Велера. История и типология фашизма. Дискуссии немецких историков. Немецкая историческая антропология. История повседневности. Работы А. Людтке, Х. Медика, Ю. Шлюмбома. Разработка микроисторических подходов.
Советская историография во второй половине ХХ века (до начала 1990-х годов). ХХ съезд КПСС и развитие советской исторической науки. «Оттепель» в исторической науке. Идеологические кампании. Постановление ЦК КПСС «О журнале «Вопросы истории». Всесоюзное совещание о мерах улучшения подготовки научно-педагогических кадров по историческим наукам (1962). Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967). «Юбилейная» историческая литература. «Лениниана»).
Система научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Академия наук и отечественная историография. Университетская историческая наука. Историческая периодика. Труды и ученые записки высших учебных заведений. Развитие методологии и методики исторических исследований. Труды по методологии истории. Количественные методы освоения источниковой базы исторической науки. Источниковедение, специальные и вспомогательные исторические дисциплины. Публикации источников; сборники документов по истории внешней политики, аграрной, индустриальной, национальной политике советской власти. Архивное дело.
Проблематика исторической науки, ее обусловленность официальной идеологией. Фундаментальные многотомные исследования. «Всемирная история», «История СССР», «Очерки истории Ленинграда», «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1942 -1945 гг.», «Советская историческая энциклопедия». «История СССР с древнейших времен до наших дней». Изучение древнейших государственных образований на территории страны, Киевской Руси, древнерусской культуры. Анализ социально-экономической и политической структуры средневекового русского общества, предпосылок и процесса образования Российского (Русского) централизованного (единого) государства. Политическая история ХУ1 в. История крестьянства, крепостничества, крестьянских войн. Проблема генезиса капиталистических отношений. Абсолютизм в России. История внешней политики, культуры, общественной мысли ХУП - ХУШ вв. Культура как объект исторического исследования. Вопросы социально-классовых отношений, революционного движения, общественно-политической мысли первой половины Х1Х в. Изучение пореформенной России: крестьянская реформа, внутренняя политика царизма, народничество, марксизм в России. Проблема революционных ситуаций в России. Внешняя политика. Проблемы социально-экономического развития в начале ХХ века и предпосылках Октября 1917 года. Вопросы истории российского империализма. Изучение истории непролетарских партий. Дискуссии в исторической науке: о капитализме в России, роли иностранных капиталов в России. Судьба сборника «Вопросы истории капиталистической России. Проблема многоукладности». Изучение истории советского периода отечественной истории: Октябрьской революции, гражданской войны и интервенции, индустриализации и коллективизации, истории Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Дискуссии по проблемам истории советского общества и государства. Историко-партийная историография и источниковедение. "История Коммунистической партии Советского Союза" и "История Великого Октября" И.И.Минца как отражение политической действительности. Мифологизация истории и историографии Октября. Советская историография в контексте мирового научно-исторического познания. Борьба с "буржуазным мировоззрением и буржуазными историческими концепциями". Советские историки на международной арене.
История России и СССР в эмигрантской литературе. Историография и инакомыслие.
Литература: 3, 5, 7, 9, 10-13, 17-19, 21-22, 24-25, 27, 29, 30-32

Тема 11. Историческая наука на рубеже ХХ и ХХI веков

«Эпистемологическая революция» и переопределение предмета исторического знания. Роль нарратива. Проблема опосредований: язык и текст. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. От «воссоздания» прошлого к его «конструированию». Методология и практика исторического постмодернизма. Конец идеологии прогресса. Отказ от синтетических построений. «История в осколках»: фрагментарное видение прошлого. Теоретико-методологические дискуссии середины 1990-х годов. «Новая культурная история» и ее ведущие представители. Дискуссии о соотношении микро– и макроанализа в зарубежной и российской историографии. Микроистория. История повседневности. Поиски «другой социальной истории».
Историческая наука в Советском Союзе во второй половине 80-х - начале 90-х гг. Социально-политическая ситуация в Советском Союзе и историческая наука. Кризис научно-исторического познания. Массовое историческое сознание. «Новое политическое мышление». "Перестройка" и историческая наука. Накануне краха официальной идеологии. Стремление к преодолению исторических мифов и ликвидации "белых пятен" в истории: "круглые столы", научные конференции, совещания историков, писателей, философов. Дискуссии в научной среде и в обществе. Проблемы исторических альтернатив, выбора пути исторического развития. Доклад М.С.Горбачева, посвященный 70-летию Октябрьской революции. Публикации на исторические темы в периодической печати. Историческая наука и историческая публицистика. "Иного не дано". Крушение старых и рождение новых идеологических и исторических мифов. История советского общества и государства "в новом освещении". Радикальный пересмотр официальных концепций Октябрьской революции, истории гражданской войны, нэпа, коллективизации, истории Великой Отечественной войны. Работы о Н.И.Бухарине, Л.Д.Троцком. Поиски новых исторических концепций и научной методологии. Старая и новая философия национальной истории. Расширение источниковой базы исторической науки. Переводная историческая литература. Новое прочтение зарубежной русистики и советологии. Эмигрантская историография.
Историческая наука в современной России. Центры изучения национальной истории. Институты Российской академии наук. Научно-исследовательские центры. Общественно-исторические объединения. Фонды поддержки гуманитарных исследований. История и политология. История современности. Историческая наука в системе высшего образования. Развитие источниковой базы исторических исследований. Архивы и библиотеки. Публикации источников. Историческая наука и книгоиздательская деятельность. Реализация программы публикации архивных документов по истории России. Развитие компьютерной технологии исторического познания. Историческая информатика. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Освоение достижений мировой исторической мысли. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Приоритетные направления исследований в области исторических наук. История мировых цивилизаций и история России; национальный менталитет и общественно-исторический интерес; человек в различные исторические эпохи; археологические и этнографические исследования; взаимодействие восточных и западных культур в истории человечества; история России и стран СНГ. Становление и развитие политической истории как отрасли исторической науки. Историко-политические исследования. Историко-экономические исследования. Социальная история. Локальные исследования. Гендерные исследования. История повседневности. Проблематика исследований. Династия Романовых. «Исторические портреты». История и биография. Социальная история. Историческая антропология. Изучение истории реформ, войн и революций. История Советского Союза: мифы и реальность. Изучение экономической истории: аграрное развитие и история крестьянства, купечества, предпринимателей и предпринимательства, банков. Труды по истории политических партий. Серия «Политические партии России. Конец Х1Х - первая треть ХХ века. Документальное наследие». Изучение истории Государственной Думы, Всероссийского Учредительного собрания. Национальная история и политическая конъюнктура. Первые опыты издания официальных исторических трудов. Массовая культура и историография. Зарубежные исследования истории России и СССР, их место и роль в современной историографии отечественной истории. Историк и интернет. Опыты научного освоения истории современности. Укрепление новой российской государственности, российский федерализм, экономическое реформирование, региональная и национальная политика, создание гражданского общества. Труды в области современной политической истории. Политическая мемуаристика. Документальные сборники. Изучение политических отношений в российском обществе: власть, демократия, личность. Трансформация социальной структуры российского общества. Интерпретации отечественной истории в программах политических партий и движений, в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Историческое образование и историческое воспитание. Учебники и учебные пособия. История в средней школе. Оценка учебников по отечественной истории представителями федеральных органов власти. Массовое историческое сознание. Место российской исторической науки в мировом историческом познании.
Литература: 8, 14-16, 22, 28, 30-31


V. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.
Тема: Историография и ее место среди исторических дисциплин

Темы для обсуждения:
1. Предмет и задачи историографии
2. Проблемная историография
3. Основные этапы развития изучения истории исторической науки в XIX-XX вв.
4. Принципы и методы историографического исследования
5. Историографический факт и историографический источник
6. Школы и направления в исторической науке
7. Перспективы развития историографических знаний
Литература: 1, 6, 12, 30



Семинар 2.
Тема: Историография Нового времени

Темы для обсуждения:
1. Европейская историческая наука эпохи Просвещения
2. Работы Дж. Вико, Г. Болингброка, Г.Мабли, Э.Гиббона и др.
3. Предпосылки развития русской историографии в XVIII веке
4. Петровские реформы и их влияние на развитие историографии
5. В.Н. Татищев – отец русской исторической науки
6. «Риторическое» направление: М.В. Ломоносов, Ф. Эмин, И.П. Елагин.
7. Немецкие историки в России, их роль в развитии отечественной исторической науки
8. Полемика М.М. Щербатова и И.Н. Болтина

Литература: 1, 12, 22, 25, 29, 32


Семинар 3.
Тема: Исторические знания в XIX веке

Темы для обсуждения:

1. Историческая наука в Европе в XIX в.
2. Историософские концепции
3. Французская историография XIX в.
4. Британская историография XIX в.
5. Немецкая историография XIX в.
6. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»
7. Оценка труда Н.М. Карамзина современниками. «Скептическая школа»
8. Н.А. Полевой «История русского народа»
9. Организация исторической науки в первой трети XIX века
10. Историография и полемика славянофилов и западников
11. Философская и историческая мысль в первой половине XIX века
12. Государственная школа: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин
13. Исторические взгляды М.П. Погодина
14. Научная деятельность С.М. Соловьева
15. «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева и ее место в развитии отечественной исторической науки
16. Н.И. Костомаров: концепция двух народностей
17. Традиции и новации в научном творчестве В.О. Ключевского
18. «Курс лекций по русской истории» В.О. Ключевского и современная ему наука
19. Становление изучения русской истории в Санкт-Петербурге и Б.Н. Бестужев-Рюмин
Литература: 3, 7, 9, 10, 12, 22, 25, 27, 29, 30, 32


Семинар 4.
Тема: Историческая наука в конце XIX – начале XX века.

Темы для обсуждения:
1. Позитивизм и историческая наука
2. Организация исторической науки в конце XIX – начале XX вв.
3. Московская историческая школа: П.Н. Милюков, Н.А. Рожков, М.К. Любавский, А.А. Кизеветтер, М.М. Богословский, Ю.В. Готье.
4. Петербургская историческая школа: С.Ф. Платонов, Е.Ф. Шмурло, А.Е. Пресняков, С.В. Рождественский, Н.Д. Чечулин.
5. Взаимоотношение московской и петербургской школ
6. «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского
7. История и политика. Общественно-политическая деятельность историков
Литература: 3, 7-9, 10, 12, 13, 21-22, 25, 27, 29, 30, 32


Семинар 5
Тема: Историческая наука в первой половине XX века
Темы для обсуждения:
1. Методологические искания первой половины XX века
2. Школа «Анналов»
3. Взаимоотношение историков и советской власти
4. М.Н. Покровский – основатель советской исторической науки
5. «Старая» школа и марксистские историки нового поколения
6. Создание организации советской исторической науки
7. «Академическое» дело
8. Дискуссии в советской исторической науке в 20 – 30 –ее гг.
9. Историческая наука русского зарубежья
10. Постановление о преподавание истории и его значение для исторической науки
11. Разгром «школы М.Н. Покровского»
12. Историки «старой» школы и власть в 30-40-е гг.
13. Дискуссии в советской историографии в 30-е гг.
14. Историческая наука и Великая отечественная война
15. Совещание историков в ЦК ВКП(б) в 1944 г.
16. Борьба с космополитизмом и объективизмом в исторической науке
17. Дискуссии в исторической науке в 40 – е гг.
Литература: 3, 7, 8, 9, 10, 12-13, 18, 21-22, 25, 27, 29, 30, 31-32



Семинар 8.
Тема: Отечественная историческая наука во второй половине XX в.
Темы для обсуждения:
1. «Оттепель» и советская историография
2. Постановление о журнале «Вопросы истории»
3. Фундаментальные исторические исследования 50-60-х. гг. (труды М.В. Нечкиной, И.И. Минца, М.Н. Тихомирова, Б.Д. Грекова и др.)
4. Коллективные труды и их роль в развитии советской историографии
5. Дискуссии о методологии и историографии
6. «Новое направление» и его разгром
7. Советские историки на международной арене (МКИН, Москва 1970)
8. Основные тенденции развития советской историографии в 70 – 80 – ее гг.
9. «Перестройка» и советская историография
10. Массовое историческое сознание и профессиональные историки
11. Историческая публицистика
12. Сборник «Иного не дано» как отражение настроения радикальной интеллигенции
13. «Круглые столы» по исторической проблематике периода «Перестройки»
Литература: 3, 5, 7, 9, 10-13, 17-19, 21-22, 24-25, 27, 29, 30-32



Семинар 9.
Тема: Историческая наука в конце XX – начале XXI вв.
Темы для обсуждения:
1. Развал Советского Союза и его последствия для исторической науки
2. Новые тенденции в развитии мировой исторической науки
3. Ситуация методологического плюрализма: поиски альтернатив марксизму
4. Работа архивов на современном этапе и историческая наука
5. Основные направления изучения отечественной истории
6. «Фольк-хистори» и академическая наука
7. История в программах политических партий, речах политиков и в телевизионных программах
8. Перспективы развития отечественной историографии
Литература: 8, 14-16, 22, 28, 30-31



VI. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Дискуссии о проблемах историографии в советской исторической науке в 50-60 гг.
2. Основные тенденции развития историографических исследований на современном этапе
3. Историография в научном творчестве М.В. Нечкиной
4. А.М. Сахаров как историк-историограф
5. «Очерки истории исторической науки в СССР»: история создания и их место в развитии историографии
6. Новейшие учебники по историографии: традиции и новации
7. Отечественная история на сайтах сети Интернет
8. Историография на сайтах сети Интернет
9. Древнерусский летописец: принципы отбора и группировки летописного материала
10. Исторические представления Ивана Грозного
11. А. Курбский и его исторические сочинения
12. «Синопсис» И. Гизеля и современная ему политическая обстановка
13. Исторические взгляды Ф. Прокоповича
14. «Риторическое направление» в русской историографии
15. Исторические представления декабристов
16. А.С. Пушкин и история
17. С.М. Соловьев и М.П. Погодин: история взаимоотношений
18. Взаимоотношения К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и С.М. Соловьева
19. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский: проблема преемственности
20. Политические взгляды Б.Н. Чичерина
21. К.Д. Кавелин и Великие реформы
22. С.М. Соловьев как преподаватель и университетский деятель
23. В.О. Ключевский в воспоминаниях современников
24. Мысли В.О. Ключевского о современном ему состоянии общества
25. Историческая наука и журналистика во второй половине XIX в.
26. Подготовка историков во второй половине XIX в.
27. П.Н. Милюков как историк исторической науки
28. История славян в научном наследии М.К. Любавский
29. С.Ф. Платонов и П.Н. Милюков
30. Отклики современников на «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова
31. Анализ состояния Российской империи в публицистике П.Н. Милюкова
32. Социология в трудах Н.А. Рожкова
33. А.А. Кизеветтер как политический деятель
34. Историк С.В. Рождественский
35. История международных отношений в трудах М.А. Полиевктова
36. События 1911 г. в Московском университете и русские историки
37. Деятельность Губернских архивных комиссий (ГУАК)
38. Археологические общества Российской империи: структура и деятельность
39. А.С. Лаппо-Данилевский как организатор науки
40. «Дело» Е.Д. Сташевского
41. С.Б. Веселовский как археограф
42. Публицистическая деятельность российских историков в конце XIX – начале XX вв.
43. Русские историки и просветительское движение в Российской империи в начале XX в.
44. Археология в трудах Ю.В. Готье
45. Научная деятельность В.С. Иконникова
46. А.И. Яфименко – первый женщина историк
47. Проблема феодализма в историографии начала XX в.
48. История России в трудах П.Г. Виноградова
49. «Дневник» Ю.В. Готье
50. Записки С.Б. Веселовского о гражданской войне
51. Русские историки-эмигранты в Чехии
52. Деятельность М.М. Карповича в США
53. История Советского Союза в трудах Г.В. Вернадского
54. Историософия Н.А. Бердяева
55. Развитие России в интерпретации И.И. Бунакова (Фондаминский)
56. Всемирная история в наследии М.Н. Покровского
57. Л.Д. Троцкий об истории России
58. РАНИИОН: история и судьба.
59. МИФЛИ и отечественная историография.
60. Е.В. Тарле и И.В. Сталин
61. Празднование юбилея восстания декабристов и советская историческая наука
62. Общество историков-марксистов
63. Историческое образование в русском зарубежье
64. Дискуссии о социально-экономическом строе Древней Руси в 30-е гг.
65. Советский историк С.М. Дубровский: научная деятельность и судьба
66. Историк П.П. Смирнов
67. Совещание историков в ЦК ВКП (б) в 1944 г.: события и последствия
68. Историческая пропаганда в годы Великой Отечественной войны
69. Полемика вокруг книги Н.Л. Рубенштейна «Русская историография»
70. Защита диссертаций по истории в годы Великой Отечественной войны
71. Дневник М.В. Нечкиной и отражение в нем эпохи
72. А.М. Некрич и его книга «22 июня 1941 г.»
73. Атмосфера в советской исторической науке по воспоминаниям Р.Ш. Ганелина
74. Советская медиевистика в воспоминаниях А.Я. Гуревича и Е.В. Гутновой
75. Работы И.Д. Ковальченко по методологии истории
76. Советские историки на международной арене
77. Декабристское движение в работах М.В. Нечкиной
78. Дневники и воспоминания И.И. Минца как историографический источник
79. Жизнь и научная деятельность Е.Н. Городецкого
80. Отечественная история в публицистике периода «Перестройки»
81. Современные учебники по истории: основные тенденции
82. История в программах политических партий
83. «Новая хронология» и полемика вокруг нее


VII. ГЛОССАРИЙ
ИСТОРИОГРАФИЯ – отрасль исторической науки, изучающая историю исторической мысли в связи с развитием социокультурной среды, в которой формируются исторические представления
ИСТОРИОСОФИЯ - философия истории, центральное учение в философском осмыслении человеческой истории, область осмысления вопросов о человеке, его судьбе и предназначении и т.д.
ИСТОЧНИК ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ – любой источник, содержащий осмысление исторических событий, процессов и явлений
ПРОБЛЕМНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ – совокупность научных трудов по какой-либо исторической проблеме
ФАКТ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ - событие, явление или процесс объективной действительности, сведения историографического содержания о котором зафиксированы в источнике, оценены в зависимости от поставленной проблемы, научно обработаны, и получили значение научно-исторического знания, будучи включенными в систему закономерных историографических связей.




VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Историография в системе исторических дисциплин.
2. Задачи, принципы и методы историографии
3. История изучения исторической науки в XIX в.
4. История изучения исторической науки в XX в.
5. Античная историческая мысль
6. Историческая мысль в XI – XV вв.
7. Историческая мысль в XVI-XVII вв.
8. Западная историческая мысль эпохи Просвещения
9. Историография XVIII в.: основные черты
10. Петровская историография: Ф. Прокопович, А.И. Манкиев, П.П. Шафиров
11. В.Н. Татищев: переход от летописи к исследованию.
12. Спор норманистов и антинорманистов
13. Немецкие историки в Росси: Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер
14. М.В. Ломоносов и «риторическое направление»
15. Историческая концепция М.М. Щербатова
16. И.Н. Болтин и его место в русской историографии.
17. Буржуазная историография второй половины XVIII в.
18. Историческая наука в XIX в.: основные тенденции развития
19. Немецкая историография первой половины XIX в.
20. Н.М. Карамзин и «История государства российского»
21. «Скептическая школа»
22. Ф.Г. Эверс и теория родового быта
23. Организация исторической науки в первой половине XIX в.
24. Исторические представления М.П. Погодина
25. Н.А. Полевой и его «История русского народа»
26. Исторические концепции западников и славянофилов
27. Государственная школа: К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин
28. С.М. Соловьев: новое прочтение русской истории
29. История раскола в трудах А.П. Щапова
30. Творчество Н.И. Костомарова
31. Деятельность И. Е. Забелина
32. В.О. Ключевский и русская историческая наука
33. Осмысление всеобщей истории в мировой историографии во второй половине XIX в.
34. Московская историческая школа: П.Н. Милюков
35. Московская историческая школа: А.А. Кизеветтер и М.М. Боголовский
36. Московская историческая школа: М.К. Любавский, Н.А. Рожков, Ю.В. Готье
37. Методологические искания историков московской школы
38. Петербургская школа: основные черты
39. С.Ф. Платонов – историк Смутного времени
40. А.С. Лаппо-Данилевский и его «Методология истории»
41. Школа «Анналов»
42. Советская историческая наука: подходы к изучению и периодизация
43. Старая и новая школы в 20 – е гг. XX в.
44. М.Н. Покровский и советская историография
45. Дискуссии в советской историографии 20-х гг.
46. Борьба со «школой Покровского» в 30-е гг.
47. Развитие советской историографии в 30-е гг.: «История ВКП (б). Краткий курс»
48. Историческая наука в Великую Отечественную Войну
49. Борьба с космополитизмом в исторической науке
50. Фундаментальные исторические исследования в 40-50-е гг.
51. «Оттепель» в исторической науке
52. Советская историография во второй пол. 60- 70-х гг.
53. Кризис советской историографии в 80 –е гг.
54. «Перестройка» и историческая наука
55. Исторические исследования в 90-е гг.
56. Основные тенденции развития мировой исторической науки на рубеже XX-XXI вв.




IX. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
2. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М., 1964.
3. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. (2-е изд. 2003).
4. Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. М., 2002.
5. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
6. Гутнова Е.В. Историография средних веков. М., 1978.
7. Историки России ХVIII – начало ХХ века. М., 1996.
8. Чернобаев А.А. Историки России XX века. Биобиблиографический словарь. Т.1-2. Саратов, 2005.
9. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977.
10. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.
11. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2000. (2-е изд. 2007).
12. Историография истории России до 1917 года. Т. 1-2. М., 2003.
13. Историческая наука в России в ХХ веке. М., 1997.
14. Историческая наука на рубеже веков. М., 2001.
15. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996.
16. Исторические исследования в России – II. М., 2003.
17. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.
18. История и историография России. Из научно-литературного наследия русского зарубежья. М., 2006.
19. История и сталинизм. М., 1991.
20. К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.
21. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. I. Кризис историзма. Томск, 2001.
22. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.
23. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.
24. Организация исторической науки в странах Западной Европы / отв.ред. В.В. Согрин. М., 1988.
25. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1-5. М., 1955-1985.
26. Пештич С.Л. Русская историография ХУШ века. Ч.1-3. Л., 1961-1971.
27. Портреты историков. Время и судьбы. В 2-х тт. (Т. 1. Отечественная история; Т. 2. Всеобщая история). М., 2000.
28. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.
29. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.
30. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997.
31. Советская историография. М., 1996.
32. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. СПб.-Тверь, 1993.