Отечественная история и историография


Виталий Витальевич Тихонов Теория и методология истории

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра отечественной и всеобщей истории
В.В. Тихонов
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ»

(для студентов, обучающихся по специальности
030401.65 «История»)


Утверждена Согласовано
Решением заседания кафедры Проректор по учебно-
протокол № от 2007 методической работе
Зав. кафедрой . . .
/ /
Решением УМК факультета /Решетова Т.Я./
протокол № от 2007

Декан факультета
/ /

Москва – 2008

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Теория и методология истории является важным компонентом подготовки специалистов по направлению «История». Задачей курса является ознакомление студентов-историков с основными теоретическими проблемами истории как научной дисциплины.
В последние десятилетия все очевиднее становится отход от представления об истории как исключительно описательной дисциплины и наблюдается поворот в сторону концептуальных обобщений. В этой связи актуальным становится осмысление методологических аспектов научно-исторической деятельности.
Основной целью данного курса является ознакомление студентов-историков с основными онтологическими и гносеологическими проблемами исторического познания.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление о проблемах, изученных на занятиях;
- уметь самостоятельно ставить проблемы теоретико-исторического характера.
При создании программы курса был учтен опыт изучения и преподавания методологии и теории истории в крупнейших научных и образовательных центрах.


II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс рассчитан на студентов-историков, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» со специализацией «Современная история Российской Федерации». Программа курса рассчитана на один семестр и включает 200 часа (из них 68 аудиторных: 50 – лекционных занятий и 18 часов – практических).
«Теория и методология истории» относиться к дисциплинам федерального компонента и содержит междисциплинарные понятия, принципы и методы.
Распределение часов согласно стандарту и учебному плану для очного и заочного отделения
Код диц-ны по ГОСу Код диц-ны по УП
УРАО Всего часов Аудитор. занятий Лек. Сем., практ. Сам. Раб КСР
ОПД. Ф.19 ОПД. Ф.19 200/170 68/38 50/20 18/16 132/132 4/2

Согласно ГОС дидактические единицы дисциплины «Теория и методология истории» представлены следующим образом: Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач.

Цель дисциплины – знакомство студентов с основными методологическими проблемами исторической науки.
Основными задачами курса являются:
- формирование системы знаний, обеспечивающих успешное усвоение фундаментальных и прикладных проблем;
- формирование готовности к самостоятельной работе;
- овладение интеллектуальным умением ориентации в научных и исторических категориях;



III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Раздел, тема Лекции Семинар, практич. Лабораторные занятия
I
Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.
2/1 0/0
II
Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.
4/1 2/1
III История в системе научных дисциплин
2/1 0/0
IV Социальное значение истории 4/2 2/2
V История как наука 2/1 0/0
VI Философия истории 2/1 0/0
VII Концепции развития мировой истории XIX века 4/1 0/0
VIII Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв.
4/1 0/0
IX Динамика исторического развития 4/2 2/2
X Детерминизм в истории 4/1 0/0
XI Объективность в историческом познании
4/2 0/0
XII Язык историка 2/1 0/0
XIII Принципы исторического исследования 4/1 4/3
XIV Методы исторического исследования 4/2 4/4
XV Современные направления в исторической науке 4/2 4/4




IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.
Методология и методика истории: проблема соотношения. Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования. Структурные компоненты методологии истории. Историческая гносеология и онтология. Теоретические вопросы истории. Соотношение теоретического и конкретно-исторического познания. Значение методологии в историческом знании. Задачи методологии. Соотношение и смысл понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории. Историческая теория: понятие и содержание. Сотрудничество историков и философов в решении философско-методологических проблем исторического знания. История и философское знание. Философия истории. Метаистория.
Литература: 1-3, 5, 12, 14-15, 18, 20-21

Тема 2. Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.
Исторические предпосылки появления исследований проблем онтологии и гносеологии истории. Труды по методологии И.Г. Дройзена. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Методологические исследования Н.И. Кареева. А.С. Лаппо-Данилевский и его «Методология истории». Лекционные курсы по методологии истории М.М. Хвостова. Методологические искания советских историков. Книга И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования». «Апология истории» М. Блока. Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем истории.
Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-13, 16-17, 20-21

Тема 3. История в системе научных дисциплин
Объект и предмет исторического знания. Дискуссии о научности истории. «Лингвистический поворот» и критика историзма. Критерии научности и их соотношение с историей. Специфика истории как науки: невозможность экспериментального доказательства полученных выводов. Междисциплинарные связи исторической науки. История как синтетическая наука. Научно-историческое и художественное отображение действительности. Структура исторического знания. Междисциплинарная сущность исторической науки.

Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-15, 17, 20

Тема 4. Социальное значение истории.
Значение человеческого опыта в обществе. История и современность. Историческая память. Проблемы функционирования исторической памяти в обществе. Пресечение исторической памяти и ее последствия для социума. Социальные функции исторической науки. Представление о значении истории в разные эпохи. Научно-познавательная функция истории. Воспитательная функция. Политико-идеологическая функция. Функция эскейпизма. История как основа самопознания общества и индивида. Историческая наука и ее влияние на общественное развитие. Проблема независимости исторической науки от общества. Предвидение будущего.
Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-15, 17, 20

Тема 5. История как наука
Предмет исторической науки. Понятия предмет и объект, их соотношение. Представление о парадигме истории. Наука как парадигма, принятая научным сообществом. Смена парадигм. Достижение согласия парадигм, целей и средств научной деятельности. Возникающий по разным причинам поворот в сторону объективизации научных знаний и его последствия. «Общее согласие» как критерий научности существующих теорий. Нормы и ценности, составляющие этику науки. Ответственность историков за оценку достижений науки. Дифференциация исторического знания. Место истории в системе наук об обществе. История и естественные науки. Неокантианское понимание места истории среди гуманитарных наук. Особенности исторической науки. Качественная незавершенность исторического процесса. Динамизм истории. Специфика получения научно-исторического знания. Постмодернистский вызов историческому познанию. Лингвистический поворот. Современные историки о лингвистическом повороте. Критерии научности и история.
Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-16, 17, 20

Тема 6. Философия истории
Философия истории и ее значение в развитии исторической мысли. Основные историко-философские концепции. Греко-римская цивилизация и ее влияние на мировую культуру. Геродот (480 – 425 гг. до н.э.) и Фукидид (471- 401 гг. до н.э.) как родоначальники истории. Переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому. Римские историки Полибий (201-120 гг. до н.э.) и Тацит (ок. 58-после 117 гг.) и их восприятие смысла и предназначения истории. Психологическая и критическая составляющие первых произведений научного плана.
Теолого-теоретическая концепция Августа Аврелия (354-430) и схоластическая доктрина Фомы Аквинского (1225-1274). Сущность средневекового провиденциализма в объяснении хода исторических событий.
Эпоха Возрождения. Вклад в методологию истории Ф.Бэкона (1561-1626), Р.Декарта (1596-1650), Б.Спинозы (1635-1677), Т.Гоббса (1588-1679) и Г.Лейбница (1646-1716). Отношение мыслителей эпохи Возрождения к истории государственности, монархов и полководцев, войн и дипломатии, к истории народных масс и простолюдинов. Ориентация рационалистов на математико-механическую картину мира и самодостаточность разума как всеобъемлющего явления. Складывание методологии единого подхода к природе и человеку.
Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744) и его концепция круговорота истории. Ценность и оригинальность взглядов, изложенных в книге «Основания новой науки об общей природе наций». Метод сравнительного изучения религии, быта, нравов, политического строя народов. Последовательность смены эпох и одинаковых ступеней развития. Три века и три типа времени в истории каждой нации. Представление о веке Богов, веке Героев и веке Людей. Отличие теории Д.Вико от античных теорий цикличности.
Появление новых идей в методологии истории. Попытка Вольтера (1694-1778) осмыслить всемирную историю в работе «Опыт о нравах и духе народов». Создание основ изучения истории культуры и введение в обиход термина «философия истории». Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Представление о влиянии географической и социальной среды на специфику политического режима и культуры разных стран.
Немецкий просветитель И.Г.Гердер (1774-1803) и его незавершенный труд «Идеи к философии истории человечества». Вклад немецкой философии в теорию познания. Иммануил Кант (1724-1804) и его новая интерпретация истории как воспитания человеческой расы. Историософия Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) как вершина классического рационализма и философского идеализма. Создание первой цельной теории о движении природного, исторического и духовного мира в виде беспрерывного процесса. Идея развития и учение о законах и категориях диалектики. Первая систематизация основных принципов диалектической логики.
Гегелевская модель всемирной истории. Основные периоды ее существования и соответствующая им форма государственности. Представление о восточном, греческом, римском и германском мирах. Всемирная история как шествие мирового духа и воплощение свободы в реальной жизни народов.
Литература: 1-3, 5-6, 20-21

Тема 7. Концепции развития мировой истории XIX века
Исторические реалии XIX века и их влияние на развитие исторической мысли. Консерватизм как ведущий фактор формирования представлений об историзме. Историзм как основа представлений о развитии общества. Историческая школа права.
Появление позитивизма. О. Конт и его учение. Позитивизм и историческая наука. Концепция многофакторного развития социума. История и социология. История и естественнонаучные дисциплины. Классический и критический позитивизм. Г. Спенсер и его концепция социальной эволюции. «Военное» и «промышленное» общество.
Исторический материализм К. Маркса. Концепция формационного развития общества. Производственные отношения как двигатель исторического процесса. Классовая борьба в истории. Маркс как «открыватель» экономической истории. Проблема соотношения абстрактных формаций с фактическим историческим материалом. Попытка Маркса выделить особую экономическую структуру – «азиатский» способ производства. Подтвержденная временем практическая несостоятельность ряда центральных положений марксистской методологии истории. Сохраняющаяся научная ценность последней. Значение марксизма и его огромное влияние на мировую историческую мысль. Судьба марксистской исторической теории в XX веке
Литература: 1-3, 5-6, 20-21

Тема 8. Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв.
Особенности эпохи и появление новых научных парадигм. Попытка придать истории «человеческое лицо». Отказ от классических концепций линейного исторического прогресса. Признание самобытности культур. Восприятие истории как способа человеческого бытия, а человека как ключа к ее пониманию. Признание ценности и уникальности человеческой личности. Стремление искать в ней смысл истории. Возникновение антропологических и психологических теорий исторического процесса. Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) об истории как самоисповедании культуры. Книга «Закат Европы» и ее историческое значение. Отрицание идеи исторического прогресса, единства человечества и общего пути его развития. Признание многообразия исторических форм. Мировая история как круговорот самобытных и самодостаточных, сменяющих друг друга культур. Отказ от европоцентризма и выдвижение идеи о равноценности всех культур. Апокалиптическое видение цивилизации.
Постижение истории английским мыслителем А.Тойнби (1889-1975). Его вклад в развитие теории цивилизаций. Мнение о «подлинном» предмете истории. Неприятие идеи предопределенности, жизни и смерти цивилизаций как закона истории. Значение религиозной составляющей теории Тойнби.
Философия истории немецкого ученого К.Ясперса (1883-1969), изложенная в работе «Смысл и назначение истории». Путь познания истории как познание сущности человека. Ясперс о незавершенности, принципиальной незавершимости и открытости человека и истории. Божественность истоков и цели человеческого бытия.
Концепция «осевого времени» как осознание истоков и самой сути мировой истории. Появление человека, обладающего разумом и личностью. Непостижимость возникновения оси мировой истории и доступность ее смысла, объясняющего настоящее. Периоды, предшествующие осевому времени. Противоположность и противоречивое взаимодействие Запада и Востока. Идея единства человечества. Движение мира к новому осевому времени как фактор, структурирующий историю и придающий ей смысл. Антропологический характер теории Ясперса. История как способ существования человека и способ его самопознания.
Современные цивилизационные теории. Россия в системе мировых цивилизаций. Содержание и гносеологическая ценность концепций А.С.Ахиезера, Л.Н.Гумилева (1912 – 1992).
Литература: 1-3, 5-6, 20-21


Тема 9. Динамика исторического развития
Линейное представление о развитии истории. Его слабые стороны. Циклическое представление о развитии общества. Проблема факторов исторического развития. Альтернативность и безальтернативность в истории. Свобода воли человека в истории. Теория прогресса. Противоречивость прогресса. Особенности прогресса в различных областях человеческой деятельности. Современный мир и идея прогресса. Теория регресса. Проблема цели и смысла истории. Концепции, отвергающие смысл в истории. Проблема «конца истории» и современная мировая система.
Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 20

Тема 10. Детерминизм в истории
Проблема детерминизма в исторической науке. Концепция идеальных движущих сил. Представления Блаженного Августина. Дж. Вико о развитии общества. Представления об историческом детерминизме в немецкой классической философии. Гегель о мировой истории. Неогегельянство (Дж. Коллингвуд и Б. Кроче). Материальные факторы в истории. Историки о материальном факторе. Детерминизм в понимании К. Маркса. Экономический детерминизм. Экономический детерминизм и свобода личности. Географический детерминизм. Философы-просветители о географическом детерминизме. А. Тоинби о влиянии природы на развитие цивилизации. Концепции русских космистов. Л.Н. Гумилев. Психологический детерминизм. Психологический детерминизм в историографии. Плюсы и минусы психологического детерминизма в объяснении развития общества. Демографический детерминизм. Демография и развитие общества. Монокаузальность и ее недостаточность для объяснения истории. Многофакторный подход и его преимущества. Соотношение различных факторов.
Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 20



Тема 11. Объективность в историческом познании
Проблема объективности исторического познания. Представления об истинности исторического познания в историографии. Позитивисты об объективном познании. Постмодернистский вызов и историческая наука. Объект и субъект в изучении истории. Гуманитарное и естественнонаучное познание: проблема соотношения. Критерии истинности в науке. Проблема критерия истинности в историческом познании. Историографическая традиция и инвариантность истории. Объективность познания и личностные особенности исследователя. Исторический факт и историческая интерпретация. Трактовки категории «исторический факт» в научной литературе. Факт как основа исторического исследования. Проверка достоверности исторического факта. Научно-исторический факт и его отличие от исторического факта. Исторический источник и его интерпретации. Экспериментальные методики в историческом познании. Проблема исторического релятивизма и его преодоления. Реконструкция истории и ее конструирование.
Литература: 1-4, 6, 8, 9, 11, 13-16, 17, 20


Тема 12. Язык историка
Слово как главное познавательное средство историка. Проблема языка исторического исследования в научной литературе. Язык историка и его эволюция в разные эпохи. Структура языка профессионального историка: современный историку язык, язык источников, научные исторические понятия, термины из других научных дисциплин, формализмы неязыкового происхождения. Соотношение формально-научного и литературного языка в историко-научной работе. Категории и понятия в языке историка. Исторические понятия и их соотношение исторической реальности. Теория «идеальных типов» М. Вебера. Лингвистический поворот в исторической науке. Международный язык историков. Проблема введение новых категорий в историческую науку.
Литература: 1-4, 6, 9-10, 13-15, 17, 20

Тема 13. Принципы исторического познания.
Понятие принципа в науковедении. Принцип историзма. Развитие представлений о принципе историзма в исторической мысли. Немецкий историзм. Марксистский историзм. Значение принципа историзма для исторической науки. Принцип системности. Системность как основа исторического исследования. Принцип объективности. Л. Ранке о принципе объективности. Проблема объективности в исторической науке. Факторы успешного применения принципа объективности: источниковая база, заинтересованность общества в получении объективного знания, контроль со стороны коллег. Принцип партийности. Применение принципа партийности в исторической науке. Недостатки и достоинства принципа партийности. Использование принципа в современных историографических условиях. Ценностный подход в истории. Проблема ценности в развитии общества. Неокантианская трактовка ценности. Функционирование категории «ценность» в историографической практике. Ценностный подход и сохранение культурно-исторического наследия.
Литература: 1-4, 6, 9, 11, 13-15, 17, 20


Тема 14. Методы исторического исследования
Место и роль методов в историческом познании. Изучение методов исторического познания в специальной литературе. Философские методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Значение философских методов для исторической науки. Логические методы: аналогия, сравнение, обобщение и моделирование. Применение логических методов в работе историка. Использование общенаучных методов: классификация и типологизация, идеализация, метод моделирования в науке. Специфика применения общенаучных методов в исторической науке.
Специальные исторические методы. Критерии выделения специально-исторических методов. Метод компаративистики. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический. Метод диахронического анализа. Ретроспективный метод. Метод перспективного анализа. Историко-генетический метод. Количественные методы в историческом исследования. История развития количественных методов в отечественной историографии. Метод кластерного анализа. Клиометрия в истории. Метод терминологического анализа. Использование в исторической науке методов других дисциплин. Современное развитие методов исторического исследования.
Литература: 1-5, 6, 8-9, 13-16, 17, 20

Тема 15. Современные направления в исторической науке.
Основные тенденции развития современной мировой историографии. Соотношение микро- и макроисторического исследования. Антропологический поворот в исторических исследованиях. Историческая антропология. «Новая социальная история» и перспективы ее развития. «Культурная история». История повседневности. Генезис истории повседневности. Развитие истории повседневности в отечественной историографии. Гендерная история. Категория «гендер» и его значение для исторической науки. Эволюция гендерной истории за рубежом. Отечественные исследования в рамках гендерной истории. Демографическая и экологическая история как отражение современных потребностей общества. Концепция «серийной истории». Интеллектуальная история. Изучение «истории идей». Перспективы развития интеллектуальной истории. Синергетика и развитие современной исторической науки. Новые тенденции в эволюции мировой исторической науки. Устная история.

Литература: 1-4, 6, 9, 13-15, 17, 19-20


V. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.
Тема: Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

Цель: рассмотрение основных тенденций в развитии историко-методологического знания
Задачи:
- анализ классических работ в области методологии истории
- изучение современного состояния теории и методологии истории
Темы для обсуждения:
1. Основные закономерности в развитии теоретико-методологического знания в исторической науке
2. Методология истории в трудах немецких историков
3. Развитие методологии в научном наследии отечественных дореволюционных историков
4. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.
5. Проблемы методологии истории в работах современных исследователей
Задания для самостоятельной работы:
- законспектируйте работы классиков теоретико-методологической мысли
Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-13, 16-17, 20-21

Семинар 2.
Тема: Социальное значение истории
Цель: рассмотрение общественной значимости исторического знания

Задачи:
- анализ функций истории
- рассмотрение места истории в формировании личности и общества
Темы для обсуждения:
1. Представления о значении истории в литературе
2. Историческая память и ее функционирование в обществе
3. Научно-познавательная функция истории
4. Политико-идеологическая функция истории
5. Функция эскейпизма
6. Прогностическая функция
7. История – основа самосознания социума
Задания для самостоятельной работы:
- подумайте, как тема вашей дипломной работы соотносится с социальной актуальностью
Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-15, 17, 20

Семинар 3.
Тема: Динамика исторического процесса
Цель: анализ основных концепций всемирно-исторического процесса
Темы для обсуждения:
1. Линейные концепции исторического процесса
2. Нелинейные концепции исторического процесса
3. Альтернативность и безальтернативность в истории.
4. Прогресс и его противоречивость
5. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы

Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 20



Семинар 4.
Тема: Принципы исторического исследования
Цель: анализ основных принципов исторического исследования
Задачи:
- рассмотрение принципов исторического исследования
- анализ применения принципов при проведении конкретно-исторического исследования

Темы для обсуждения:
1. Принцип историзма и его значение
2. Принцип системности
3. Принцип объективности
4. Принцип партийности и его применение в современных историографических и общественных условиях
5. Ценностный подход
6. Необходимость системного применения принципов исторического исследования

Задания для самостоятельной работы:
- подумайте, какие принципы исторического исследования вы будете применять в вашей дипломной работе
Литература: 1-4, 6, 9, 11, 13-15, 17, 20


Семинар 5.
Тема: Методы исторического исследования
Цель: изучение методов исторического исследования
Задачи:
- анализ методов исторического исследования
- рассмотрения принципов применения методов исторического исследования на практике

Темы для обсуждения:
1. Философские методы в историческом исследовании
2. Общенаучные методы
3. Специфика конкретно-исторических методов
4. Применение методов других наук в историческом исследовании
5. Количественные методы
Задания для самостоятельной работы:
- подумайте, какие методы исторического исследования вы будете применять в вашей дипломной работе

Литература: 1-5, 6, 8-9, 13-16, 17, 20



Семинар 6.
Тема: Современные направления в исторической науке
Цель: изучение современных направлений в исторической науке
Задачи:
- анализ основных тенденций развития современной мировой историографии
- рассмотрение новых подходов и направлений к изучению истории

Темы для обсуждения:
1. Основные тенденции развития современного исторического познания
2. Антропологический и лингвистический повороты
3. «Новая социальная история»
4. Демографическая и гендерная истории
5. Интеллектуальная история.
6. Устная история
Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 19-20


VI. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Теория и методология истории как научная, системообразующая дисциплина. Структура курса, его предмет и задачи.
2. Понятие «история»: многозначность и смысловое разнообразие трактовок.
3. История как наука о человеке и ее методологические основания.
4. История и литература. История и искусство. История и психология. Проблемы методологического взаимодействия.
5. Границы и возможности исторического познания: Дискуссии и точки зрения.
6. Предмет исследования историка. Особенности исторического способа исследования.
7. Выбор темы исследования и способы ее обоснования.
8. Процесс работы историка и его стадии.
9. Историк, источник и исторический факт.
10. Обоснование новизны исследования и критерии ее оценки.
11. Обоснование значимости научных результатов и критерии ее оценки.
12. Проблемы интерпретации и герменевтики и их влияние на методологию истории.
13. Проблема терминологии исторического произведения.
14. Представление о парадигме истории. Процесс смены парадигм.
15. История как инструмент политики.
16. Научное сообщество и проблема строго знания о человеке.
17. Научное сообщество и историк-профессионал.
18. Критерии профессионализма историка.
19. Соотношение понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории.
20. Теория исторического знания и теория исторического процесса: соотношение понятий.
21. Историческая теория: Понятие и содержание.
22. Представление о социологических и исторических законах. Философы и историки в поиске особых «законов истории».
23. Существование исторической закономерности и исторической случайности: мнения «за» и «против».
24. Понятие метода исторического исследования.
25. Роль философско-гносеологических обобщений в работе историка.
26. История и источниковедение: характер междисциплинарных связей.
27. Термин «философия истории»: истоки появления и суть толкования в XVIII, XIX и XX веках.
28. Способы различения точного знания. Гипотезы и предположения.
29. Принципы построения теории исторического процесса в номотетике и идиографии.
30. Сущностные дискуссии по философии истории на протяжении XVIII – XX вв.
31. Поиски смысла истории как главная проблема научной мысли Нового и Новейшего времени.
32. Процесс зарождения методологии истории в трудах греко-римских историков.
33. Попытка сформулировать философию истории в богословском духе в эпоху Средневековья.
34. Вклад в теорию и методологию истории представителей европейского рационализма.
35. Философско-историческая парадигма эпохи Просвещения. Европейские просветители.
36. Своеобразие русской историософской мысли XVIII века. Идеи Просвещения и идеология абсолютизма.
37. Иммануил Кант и его интерпретация истории.
38. «Философия истории» Гегеля: методология и теория истории.
39. Исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
40. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса.
41. Судьба марксистской исторической теории в XX веке.
42. Социологи Р.Арон и К.Поппер как критики марксистской теории и методологии истории.
43. Теория истории в позитивизме.
44. Огюст Конт и его историософские взгляды.
45. Английский позитивизм Г.Спенсера.
46. Позитивизм и появление науки источниковедение.
47. Вильгельм Дильтей как создатель исторической герменевтики.
48. Вклад А.С.Лаппо-Данилевского в теорию исторического знания.
49. А.С.Лаппо-Данилевский и его «Методология истории».
50. Немецкий философ Ф.Шеллинг об интуиции как главном методе исторического познания.
51. Пессимистическая философия истории Артура Шопенгауэра.
52 Смысл истории в интерпретации немецкого философа Ф.Ницше.
53. П.Я.Чаадаев и его «Философические письма».
54. Полемика славянофилов и западников. Оригинальность философии истории А.С.Хомякова, И.В.Киреевского и А.И.Герцена.
55. Теория культурно-исторических типов в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа».
56. Историософские искания видных историков России С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.
57. Русская философия всеединства и теория исторического процесса В.С.Соловьева.
58. Евразийская концепция российской истории и ее философско-историческое значение.
59. Смысл истории и судьба России в сочинениях Н.А.Бердяева.
60. Фрейдистский подход к теории исторического процесса. Культурологическая концепция З.Фрейда.
61. Идеи французской исторической школы «Анналов» и их влияние на развитие методологии истории.
62. О.Шпенглер об истории как самопознании культуры.
63. Культурологическая концепция А.Тойнби.
64. «Смысл и назначение истории». К.Ясперс и его понимание сущности истории.




VII. ГЛОССАРИЙ
ГНОСЕОЛГИЯ – теория познания, изучающая ее возможности, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.
ИСТОРИЗМ – принцип исследования, требующий изучение всякого явления в его генезисе и развитии
ИСТОРИОСОФИЯ - философия истории, центральное учение в философском осмыслении человеческой истории, область осмысления вопросов о человеке, его судьбе и предназначении и т.д.
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ – дисциплина, изучающая природу, принципы и методы исторического познания.
ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.
ПАРАДИГМА – теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве основы для решения исследовательских задач
ТЕОРИЯ ИСТОРИИ – форма достоверных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и сущностных характеристиках исторической реальности
ФАКТ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ - событие, явление или процесс объективной действительности, сведения историографического содержания о котором зафиксированы в источнике, оценены в зависимости от поставленной проблемы, научно обработаны, и получили значение научно-исторического знания, будучи включенными в систему закономерных историографических связей.
ФОРМАЦИЯ – социально-экономическая система, сложившаяся на основе способа производства
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций




VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Значение методологии истории для исторической науки
2. Соотношение методологии истории и методики исторического исследования
3. Основные вопросы методологии истории
4. История и философское знание
5. Методологические труды немецких историков XIX в.
6. Методология в трудах русских дореволюционных историков
7. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.
8. Советские историки о теоретических проблемах истории
9. История в системе наук
10. Проблема научного статуса истории
11. Междисциплинарная сущность истории
12. Историческая память
13. Социальные функции истории
14. Объект и предмет исторической науки
15. Структура исторической науки
16. Специфика научно-исторического знания
17. Философия истории в XVI-XVIII вв.
18. Философия истории Гегеля
19. Представление об исторической эволюции в марксизме
20. Цивилизационные концепции исторического развития
21. Теория прогресса
22. Противоречия прогресса
23. Нелинейные концепции истории
24. Альтернативность в истории
25. Проблема детерминизма в истории
26. Экономический детерминизм
27. Географический детерминизм
28. Психологический детерминизм
29. Многофакторный подход
30. Проблема соотношения факторов исторического развития
31. Представления об истинности исторического знания
32. Критерии истинности в исторической науке
33. Постмодернистский вызов и историческая наука
34. Исторический факт
35. Язык историка
36. Концепция «идеальных типов» М. Вебера
37. Принцип историзма
38. Принцип объективности
39. Принцип системности
40. Принцип партийности
41. Ценностный подход в исторической науке
42. Общефилософские методы и их применение в исторической науке
43. Специально-исторические методы
44. Количественные методы в историческом исследовании
45. Основные тенденции развития современной исторической науки
46. «Новая социальная история»
47. Антропологический поворот в науке
48. Гендерная история
49. Устная история
50. Интеллектуальная история


IX. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. Учебное пособие. Минск, 2006.
2. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие. М., 2003.
3. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие. М., 2007.
4. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.
6. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
7. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.
8. Блок М. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. М., 1986.
9. Вебер М. Избранные произведения. 2-е изд. М., 2006.
10. Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980.
11. Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка //Новая и новейшая история. 1997. №5.
12. Кареев Н.И. Историология (теория исторического процесса). Пг., 1915.
13. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. М., 2003.
14. Коломийцев В.Ф. Методология история. М., 2001.
15. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1997.
16. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004.
17. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. 2-е изд. М., 2006.
18. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию науки. М., 1989.
19. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.
20. Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие. М., 2002.
21. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: В поисках утраченного. М., 1997.