Отечественная история и историография


Методологические проблемы истории. Учебное пособие / под ред. В.Н. Сидорцова. Минск, 2006.

   

         Отраден тот факт, что после продолжительного затишья историческая наука вновь вернулась к теоретическим вопросам познания. Несмотря на это, в вузовском образовании  ощущается острый дефицит литературы, посвящённой именно теоретическим аспектам ремесла историка, тому, что собственно и делает историю наукой, а не коллекцией занимательных рассказов. Те работы, которые выходили ранее, были либо переизданием книг ещё советского времени, либо авторскими размышлениями с категорическим признанием собственного величия, в силу чего объективно не могли служить учебником.  Учебное пособие под редакцией проф. В.Н. Сидорцева призвано  заполнить существующий пробел в специальной литературе.  Наши белорусские коллеги из БГУ написали действительно нужный труд.

      С первой же фразы -  «Современная наука вступила в новый этап развития, который обозначается как постнеклассический» - авторы дают понять, что всё написанное имеет целью познакомить читателя с новейшим пониманием задач и методов истории и её места в обществе.  И в целом, надо признать, это более или менее удалось.

       Пособие написано с оглядкой на последние достижения науковедения и может помочь в подготовке к сдаче экзамена по философии науки, ставшего недавно обязательным в программе кандидатского минимума.   В книге представлены практически все существующие гносеологические и онтологические теории исторического процесса. Казалось бы, такой калейдоскоп мнений неизбежно должен привести к раздроблению материала, отсутствию связующих нитей. Но достоинство предложенного пособия именно и заключается в его целостности. Стержнем изложения являются идеи синергетики. Зародившись в недрах естественных наук, синергетика напористо проникает и в гуманитарное знание. Учитывая кризис традиционных интерпретаций истории и некоторый скепсис к «тотальным» концепциям, синергетический подход неизбежно займёт свою нишу в исторической науке.

        Пособие включает три главы. В первой рассматриваются онтологические проблемы истории, во второй – гносеологические. Заключительная часть посвящена современным направлениям историографии. Предложенный материал выгодно отличается  тем, что в нём показано развитие МИРОВОГО исторического знания. Идеи западных историков соседствуют с отечественными. Вот жалко нет чего – нибудь восточного, скажем, «Книги перемен» XXI века.

     Следуя синергетическому принципу, авторы пытаются примерить все точки зрения, что, впрочем, приводит к определённому релятивизму. Чего стоит хотя бы фраза: «Каждое поколение нуждается в «своей» истории»!!!  Постмодернизм прямо!

      Кстати о постмодернизме. Последствия  «лингвистического поворота», спровоцированного именно этим течением мысли, докатились, наконец, и до постсоветского образовательного пространства. Присутствие в пособии таких терминов как «дискурс»,   «гендер», «умеренный историзм» - наглядное тому подтверждение.

      Напоследок о методической базе пособия. Она достаточно традиционна и удобна как для работы преподавателя, так и для самостоятельного изучения студентов. Каждый раздел предваряется глоссарием, вопросами для обсуждения  и завершается контрольными заданиями, иногда действительно любопытными.

      Подводя итоги, можно с уверенностью порекомендовать данную книгу всем учащимся исторических факультетов, а иногда и их преподавателям. Вреда от неё не будет, а пользу она принесёт ощутимую. Во всяком случае, многие, наконец – то, узнают, что кроме марксизма, школы Анналов  и теории модернизации существует ещё кое – что.