Отечественная история и историография


Виталий Витальевич Тихонов Историографический компонент в современных школьных учебниках по отечественной истории

 

 Школьные учебники и учебные пособия по истории, как часть процесса по распространению полученных научных знаний о прошлом, являются важными историографическими фактами, позволяющими в концентрированной форме судить об уровне развития исторической науки. Специфика учебной литературы заключается в том, что  научно-историческое знание в них  подчинено учебно-методическим целям. Тем не менее, сохраняется тесная связь с общеисториографическими процессами, протекающими в науке.

Достижения исторической науки в школьной литературе отражаются двояко. Во-первых, в скрытой форме, когда научные концепции преподносятся без указания на имя их авторов или сторонников, и, во-вторых, в открытой форме, когда теории и суждения историков указываются со ссылкой на авторов.  Последнее можно обозначить термином историографический компонент, так как данные сведения вводят учеников в калейдоскоп мнений, существующий в  исторической науки, знакомят с ее историей. Проблема применения историографического компонента имеет важное научное и педагогическое значение, поскольку  подводит учащихся к мысли, что знание о прошлом не есть что-то неизменное и однозначное, а  появляется в результате борьбы различных точек  зрения.

В советское время существовала стройная концепция отечественной истории, которая базировалась на определенных устоявшихся и санкционированных сверху представлениях о прошлом. С распадом СССР ситуация резко изменилась. Ослабление государственного контроля  в сфере образования и отсутствие общепринятой концепции отечественной истории привели к появлению учебной литературы, которая строилась на принципах проблематизации  исторического образования.  В таких пособиях историографический компонент играл одну из ключевых ролей. Несмотря на определенные преимущества, данный подход не получил дальнейшего развития. 

Вскоре стало ясно, что оптимальным является подход, когда историографические и источниковедческие экскурсы  не составляют основу книги, а либо органично вплетаются в текст учебника, либо играют роль методического дополнения, в качестве контрольных заданий. По такому принципу строится подавляющее большинство современных учебников.  

 Отмечая общую тенденцию, можно заметить, что на протяжении последних десяти-пятнадцати лет доля  историографического компонента в школьных учебниках только снижается.   В учебниках по истории XXвека какие-либо ссылки на историков вообще практически отсутствуют.  Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, общепризнанных классиков в исторической науке, специализирующихся по данному периоду нет. После развала Советского Союза авторитет специалистов по истории XXвека был невысок («доктора фальсификаторских наук» - Р. Быков), поэтому ссылаться на их труды не представлялось возможным. Во-вторых, представители дореволюционной историографии отличались, не в пример современному ученому-историку, образностью и литературностью языка, поэтому их сочинения  отлично вписываются в образовательные задачи школьного учебника. В-третьих, в отличие от более ранних периодов русской истории от новейшего времени сохранилось огромное количество документов, которые можно эффективно использовать в учебном процессе.   Кроме того, источники по истории XXвека написаны на понятном школьникам языке, поэтому не требуют перевода или пересказа, что тоже немаловажно.

Историографический компонент  используется в современной учебной литературе для нескольких целей. В первую очередь – это  попытка придать тексту учебника или заданию проблемный характер при помощи столкновения различных мнений. Также точки зрения различных историков используются в качестве  иллюстрации, когда необходимо дополнить текст ярким образом или метафорой. Нередко обращение к  суждениям знаменитых историков является ссылкой на общепризнанные авторитеты для подтверждения собственной правоты. Особой популярностью среди авторов учебников за художественность стиля и выразительность образов и характеристик пользуются А.С. Пушкин (хотя он и не являлся профессиональным историком), В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин и  С.М. Соловьев. 

 Отраден тот факт, что тот проблемный потенциал, который в себе несет историография, активно применяется в различных дидактических материалах, служащих дополнением к основной учебной литературе.  Между тем историография должна оставаться  важным компонентом именно текста учебника. Но использовать ее надо немного иначе, нежели это делается сейчас. Наверное, стоит отказаться от ознакомления учащегося с полемикой по частным вопросам, а предложить ему различные концепции отечественного исторического процесса в целом. В учебной литературе должны быть представлены основные точки зрения на общее развитие России с указанием их авторов. Делать это можно во введении к учебнику. Конечно, концепции эволюции общества (в том числе и российского) преподаются в курсе «Обществознания», но преподносится это в отрыве от конкретного материала. Это приводит к тому, что абстрактные теории быстро забываются. Между тем, объединение теоретического и эмпирического материала в едином тексте учебника позволяет проверить на фактах (конечно же, в меру способностей учеников) предложенные объяснения отечественной истории. В особенности подобный подход перспективен в рамках т.н. проблемного и развивающего обучения.

Постепенное удаление историографического компонента приводит к обеднению научного и методического потенциала учебной литературы, а ученики приучаются к некритическому и беспроблемному восприятию фактов и теорий. Все это может способствовать теоретическому снижению уровня школьного материала, а у школьника окончательно может сложиться впечатление, что история – это хронологическая таблица в конце книги.

Опубликовано: История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XX века : материалы междунар. науч. конф. М. : ИВИ РАН, 2011. С. 221-223.